Предисловие.
«Большая часть успеха в фотографии зависит от модели, от того что она будет делать и главное как. Фотограф же должен суметь запечатлеть это.» – Однажды прочитав/услышав или что-то подобное, я не совсем согласился, хотя и принял на веру на какое-то время. Вот только воспользоваться этим изречением на практике не так у же и просто .
Ведь моделями не становятся с бухты-барахты, что же делать тем, кто любит фотографироваться и хочет с чего-то начать. И как часто бывает, какой первый раз, так все будет и дальше. Кстати фотографа тоже с бухты-барахты не становятся, вот только это не в этой статье.
Тут описан мой субъективный взгляд как фотографа, на процесс подготовки и съемки, все это представлено виде некоторых, судя по моему опыту, полезных рекомендаций-советов моделям. Спасибо за понимание.
Вначале планировал это оформить просто в виде пунктов, в последний момент решил сделать это в виде некой статьи которую время от времени буду пополнять.
Текст относиться к девушкам моделям, так получилось, что их у меня большинство. Подозреваю, что некоторые вещи будут полезны и парням.
И так, поехали, т.е. мотор, ой, …а сейчас вылетит птичка!

До съемок.
Как говориться в старой пословице: – «Готовь сани летом, а телегу зимой». Так и съемка начинается не в момент когда фотограф сделал первый кадр, а гораздо раньше. И готовиться соответственно надо заранее, мы ведь хотим сделать все отлично, ведь правда? В этой части рассмотрим некоторые ситуации которые происходят до съемок и даже до съемочного дня.
Сейчас подробно описывать моменты предварительного общения, выбора образов и планирования съемок я не стану, возможно это сделаю в будущем. Предположим что и фотограф и модель уже знают, что они собираются делать на съемках.
Подготовку к съемкам следует начинать минимум за день, а лучше за два. Иногда бывает что только на подготовку уходит около недели или даже больше.
Образы, обсуждение съемок. Чтобы совместить идеи и найти общее и интересное для вас и фотографа, нужно говорить — каждая сторона (фотограф и модель) должна озвучить свое видение будущих фотографий(образов), при этом фотограф может озвучить свои идеи и может давать советы, исходя из технических параметров (чтобы лучше падал свет, чтобы подчеркнуть какой-нибудь элемент и т.д.), а модель может просто фантазировать… создайте некий тандем в котором вы будете дополнять друг-друга, я считаю, что это принесет больше пользы нежели отношения вида «господин-раб» . Нахождение образа(ов) который обоим, это совместная задача!
Съемка, это в первую очередь съемка модели, а не съемка интерьера, машины,  мотоциклов, городов в которых присутствует модель поэтому следует подходить к съемке в первую очередь с того, что снимают человека его эмоции, состояние, а где, когда и как это уже вторично. Хороший образ одинаково хорош и в студии и в любом другом месте. А если образ является дополнением к месту съемки – зачем Вам вообще такой образ?
Девушки, когда обсуждаете с фотографом образы с которыми будете работать или уже работаете, выражайтесь как можно яснее и понятней, чем яснее и понятнее вы будите излагать свои (по)желания тем проще их будет воплотить в реальность. Поскольку некоторая часть реализации зависит и от фотографа тоже , а так сложилось, что не все фотографы умеют читать мысли(я так точно), то догадаться о чем именно Вы говорите или чего Вы хотите они могут не совсем точно как хотели бы вы. Говорите пожалуйста о том, что бы Вы хотите получить-увидеть, фраза «мне такой-то образ не нравиться» вряд ли приблизит фотографа и Вас к желаемому результату, а только укажет одно из миллиона направлений чего не стоит делать, укажите(скажите) конкретно то, что Вас не устраивает или что стоит поменять чтобы стало «хорошо», чтобы Вам стало нравиться.
Представьте, что вы покупаете билет и говорите, что «дайте билет не в Москву», куда вы можете уехать и понравиться ли Вам это? Конечно, Вам может понравиться, если Вам все равно куда и зачем. Неужели Вам все равно, что получиться на фотосессии, это ли Вы хотите/будите показывать, друзьям и близким, себе на долгую память?
Личная подготовка. Важной частью подготовки является сон — следует хорошо выспаться перед съемкой, тогда у вас будет свежее лицо, и ясные глаза. Если лицо и можно украсить в графическом редакторе после нескольких часов работы, то взгляд передаст все, настроение модели и будет угадываться безошибочно, а количество образов, доступных Вам, сократиться. Согласитесь, даже после первоклассной съемки  в образе женщины-вамп в придачу с «потухшим» взором вызовет у зрителя не совсем ожидаемые ощущение и настроение. А мешки под глазами, после вчерашнего отдыха, сведут на нет образ успешного по-жизни человека. Так же в вечер-ночь перед съемкой ограничьте потребление жидкости, избежите отеков и других «прелестей».
На кануне перед съемкой не следует заниматься активным спортом, крепатура вряд ли Вас украсит. А так же не стоит посещать солярии, может добавить Вам возраста. Диета относиться туда же, не следует ей себя «мучить» перед съемками.
Если запланировали обнаженной натуры(НЮ), позаботитесь заранее об эпиляции, оттягивать к дню съемки не следует, раздражение может сойти далеко не сразу.
Сборы. Подготовьте все вещи заранее и сложите их вместе, те вещи которые требуют дополнительной подготовки(например, стирки, глажки), следует подготовить в первую очередь.
Также следует захватить с тобой несколько булавок, невидимок, заколок, резинок для волос. Булавки например могут пригодится если придется надеть нечто большее по размеру, а резинки к примеру помогут подобрать волосы во время наложения макияжа. Также будет полезным взять тон и/или пудру. Часто тона или пудры бывает мало и ей приходиться пользоваться на протяжении всего съемочного процесса. Возможно будут полезными еще и соломинки, помогут пить без риска для помады.
Не стоит брать аляповатой и/или цветастой одежды — внимание должны привлекать лицо/грудь/живот/попа/ноги фотомодели, а не безумный сарафан. Наряды с крупным рисунком, из блестящей ткани, в крупную и мелкую полоску на фотографии могут выглядеть не так, как в жизни. Вы же хотите фотографии себя. а не того какой у Вас гардероб. Возьмите с собой пару(несколько) комплектов одежды, чтобы ожидания от фотосъемки точно оправдались.
Не следует краситься перед съемкой, скорее всего Вам придется менять макияж.
Если вы берете с собой бижутерию, сложите ее отдельно, кольца и браслеты лучше не надевать. Следы могут сойти не сразу, а на фотографих будут смотреться неестественно.
Если планируется съемка НЮ, в нижем белье, топлес или любая другая где вы будет почти раздеты, подготовьте и захватите с собой халатик, в нем вы сможете более естественно передвигаться по студии, а так же быть в нем пока сойдут следы от белья не смущать фотографа . Ах да, по-возможности воздержитесь от плотной одежды и белья перед таким съемками, в таком случае следы на коже быстрее сойдут.
Если договорились с фотографом о чем-то, и вдруг что-то мешает выполнить договор сообщайте ему заранее, лучше сразу в тот момент как только поняли что не можете, сразу сообщайте. Это может быть что угодно, принести что-то с собой, время встречи(съемки), любая договоренность. Как Вы отнесетесь если вдруг фотограф придет без фотоаппарата или объективов или еще чего-то

Съемочный день.
Перед съемкой. На съемку приходите вовремя, а лучше чуть-чуть заранее. Часто время съемок ограничено и не всегда зависит от фотографа. К тому же не следует расстраивать фотографа до начала съемок ведь он Вас сегодня будет фотографировать
Когда на съемках будет присутствовать визажист для экономии времени стоит приходить без макияжа, т.к. ему придется тратить время отведенное для съемок на то чтобы снять Ваш макияж. Ведь чем быстрее можно будет начать снимать тем больше времени можно уделить съемкам и получить больше красивых Вас.
Если Вы все же пришли в бижутерии ее стоит всю снять. Если она понадобиться для какого-то образа Вы ей обязательно воспользуетесь. Красивая кожа без следов смотрится в разы выгоднее.
Воздержитесь от чрезмерного употребления пищи и жидкости, чем меньше тем лучше. Иначе может получиться круглый торчащий животик, оно Вам надо?
Съемка. Придя в студию найди место для Ваших вещей, а лучше спросите фотографа куда можно положить вещи и все что Вы с собой принесли. В студии складывайте свои личные вещи в одном месте. Раскладываясь по всей площади, вы рискуете забыть или потерять любимую блузку, юбку, белье или еще что-то очень любимое и важное, зачем Вам это, ведь так?
Будьте естественны и непринужденны, Ваша мимика Ваш друг и товарищ, если Вы будите переигрывать это будет видно на фотографии, позерство и наигранность которую могут не замечать окружающие Вас в жизни люди, хорошо заметны на фотографиях. Стоит также потренироваться заранее, есть много упражнений развивающих мимику. Главное — быть максимально раскованной и естественной.
Не стоит смотреть на фотографа как будто на объект сексуально желания, с таким взглядом можно получить не совсем тот эффект которого многие хотят добиться таким жаждущим взором в камеру. Смотрите лучше на фотографа с загадкой, с каким-то вопросом, главное честно испытывайте эту эмоцию.
Позируя старайтесь принимать позы которые максимально удобны для Вас, в которых Вам комфортно и приятно находиться. Новая неестественная поза часто вызывает напряжение и зажимы в теле — это очень хорошо заметно на фотографиях. Если чувствуете что немного зажаты сделайте несколько разминочных движений руками, ногами, попрыгайте
Когда меняете позу, старайтесь делать это естественно и без лишних и резких движений, это позволит Вам лучше удержать эмоциональное состояние. Так же не следует играть робота который замирает. Человеку это не свойственно и не естественно, да и к тому же это будет заметно на фотографиях. Конечно же исключениями являются специально задуманные именно такие замороженные образы. Когда нагибаетесь, старайтесь прогнуть спинку — это выглядит более красиво и эстетично.
Когда поворачиваетесь в пол-оборота(3/4) к фотографу, следует помнить о том чтобы ближнее плече к фотографу было на уровне или ниже дальнего, другими словами, наклоните плечи чуть-чуть к фотографу. Шею старайтесь держать прямо, она должна быть продолжением вашего позвоночника, избежите эффекта «сломанной» шеи.
Сидя на стуле или в кресле при съемке в фас ноги старайтесь держать элегантно сведенными вместе или закинутыми одна на другую. Если сниметесь в профиль с ногами можно быть более свободнее.
Потяните носочек и постарайтесь расположить колени ближе к объективу когда закидываете одну ножку на другую или сидите на полу.
Так же помните о еще очень важной части тела — руки их положение так же очень важно. Желательно тыльные стороны ладоней не обращать прямо на камеру(не стоит класть  руки на колени), не следует сцеплять пальцы между собой, а так же не растопыриваете их.
Если положили руки на корпус кисти рук старайтесь держать чтобы они были направлены к фотографу под некоторым углом, а пальчики занимали как можно меньше места. Если же Ваши кисти рук находятся возле шеи/головы старайтесь отвести локти в сторону от объектива.
Не следует пить из горлышка если Вы этого раньше не делали перед камерой, с первого раза добиться требуемого эффекта получается далеко не у всех, да и тех у кого это получается делать красиво — не так много. Курить, пускать дым тоже можно если вы уверены, что в это время смотритесь так как хотели бы смотреться. Не все те красивые образы с фотографий которые Вы видели с водой или курением, пусканием дыма, вам подойдут. Если очень хочется оставите время и попробуйте отдельно от основных образов.
Не закрывайтесь мишками/гитарами/руками и другими подручным материалом если решили снимать НЮ и это не часть образа, зачем Вы раздевались если Вы все прикрываете?
Не стоит мешать и/или возражать фотографу когда он Вас снимает в моменты по Вашему  не подходящий для этого. Вы же пришли к человеку, Вы его выбрали, а значит Вам нравиться то, что он, и как он это делает. Доверие к фотографу и помощь ему во время съемок залог хорошей творческой работы и хорошего настроения.
За момент как фотограф готов сделать кадр, еще больше подтянитесь: втяните живот, потяните позвоночник вверх так, чтобы все тело почувствовало небольшое напряжение. Не бойтесь, что на фотографии это может быть видно и что вы можете выглядеть чуть-чуть неестественно, или не так как всегда привыкли видеть себя на фотографиях. Гораздо хуже, когда модель сутулится или кособочится.
Кроме всего этого, фотосессия – это радость, сеанс психотерапии и хорошего настроения. И, наконец, зачем же тогда хороший фотограф, как не для того, чтобы скрыть недостатки модели и подчеркнуть ее достоинства?
P.S. Ах да, не стоит воспринимать все это как некую окончательную истину, лучше все проверить, и самостоятельно решить, что из этого полезно и можно взять на вооружение, а что просто оставить текстом